Понятия со словосочетанием «вероятное предположение»

Связанные понятия

«Алексиада» (греч. Αλεξιάς, Алексиас) — один из важнейших памятников исторической литературы Византии. Написан Анной Комниной, византийской принцессой, дочерью императора Алексея Комнина.
Дохристианская письменность славян (докириллическая письменность) — гипотетическая письменность (возможно, руническая), существовавшая, по мнению отдельных исследователей, у древних славян до начала их христианизации в ходе миссии Кирилла и Мефодия и создания глаголицы и кириллицы.
Оногуры (греч. ’Ονόγουροι, ’Ονογούρων) — тюркские племена, которые обитали в районе Меотиды и Северного Кавказа в V—X вв. и неоднократно входили в разные племенные объединения, в том числе и в гуннское.
О языке азиатских хуннов см. Язык хуннуГу́ннский язы́к — вымерший язык гуннов. Известен по отдельным словам в греческой, латинской или китайской передаче. Однозначно научно доказанной гипотезы о происхождении этого языка не существует. Есть различные взгляды на то, к какой языковой семье его относить. Предположительно, этот язык мог быть алтайским, уральским, енисейским, монгольским или тюркским.

Подробнее: Гуннский язык
Призвание варягов — легендарное призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери и веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году.
Антинормани́зм — направление в российской, советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стараются опровергнуть норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства. Не отрицая участия викингов в политических процессах на Руси, антинорманисты не признают существенности их влияния. Также антинорманизм распространен в псевдоисторических построениях (см. Фолк-хистори и Родноверие).
Именосло́в (ономастико́н) — совокупность собственных имён в каком-либо языке, у отдельного народа, на какой-то очерченной территории. Системы собственных имён изучаются ономастикой. Под ономастиконами также понимаются различные словари собственных имён. Иногда, в узком смысле, под именословом подразумевается реестр личных имён, то есть антропонимия. Изначально «именослов» — список имён христианских святых.
Сарматская теория (или скифо-сарматская) — гипотеза этногенеза славян, согласно которой выдвигается гипотеза, указывавшая на происхождение из обширного региона Передней Азии племён роксоланов, сарматов и скифов, распространившихся в Юго-Восточной Европе, а в дальнейшем составивших основу для формирования славянских народов. Сторонники такого взгляда и утверждений в основном руководствовались сведениями античных историков («массагеты» Геродота, полумифологические идеи и доводы Тацита, Страбона, Птолемея...
Скептическая школа — направление в российской досоветской историографии, которого придерживались ученики М. Т. Каченовского, отрицавшее подлинность тех источников, на которых основываются сведения о древнейшем периоде русской истории.
Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Га́пакс (греч. ἅπαξ λεγόμενον — «только раз названное») — слово, встретившееся в некотором корпусе текстов только один раз. Так, можно сказать, что боливар («шляпа определённого фасона») — гапакс языка Пушкина (оно встречается только в знаменитом месте из «Евгения Онегина»). Термин «гапакс» популярен в исследованиях Библии, в которой обнаружено несколько сотен подобных слов.
Ру́сский кагана́т — гипотетическое государственное образование народа русь (русов), хронологически предшествовавшее Древнерусскому государству.
«Каа́ф» — древнерусский сборник, содержащий толкования блаженного Феодорита на Пятикнижие, в форме вопросов и ответов.
О западнославянском племени см. западные полянеПоля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества. Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).

Подробнее: Поляне
Датировка и последовательность хеттских царей собрана из различных источников, все даты даны приблизительно на сопоставлении с известной хронологией древнего Ближнего Востока.

Подробнее: Правители хеттов
Теория славянского происхождения Юстиниана I, в настоящее время отвергнутая, была основной с начала XVII по конец XIX века. Впервые, вероятно, она была обнародована в 1601 году в книге Мавро Орбини Il regno degli Slavi. Широкую известность эта теория приобрела после того, как в изданной в 1623 году «Тайной истории» Прокопия Кесарийского Никколо Аламанни неоднократно ссылался на сведения, полученные из труда некоего аббата Феофила, наставника Юстиниана. Составленное якобы этим Феофилом жизнеописание...
Русские летописи — летописи Руси, памятники древнерусской литературы. Основной письменный источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени.
Спалеи (лат. Spalaei, Palaei) или Спалы (лат. Spalaei, Spali, Palaei, Pali) — племя, упоминаемое Плинием Старшим (23-79) и Иорданом (fl. 551) среди племён, обитавших на Дону (Танаисе).
Историчность Иисуса Христа, или Проблема историчности личности Иисуса Христа, — вопрос существования исторического прототипа евангельского образа Иисуса Христа («исторического Иисуса») и проблема соотнесения образа с его возможным прототипом, а также ряд вытекающих отсюда проблем, а именно: построение достоверной биографии исторического Иисуса и выяснение действительного места этой личности в истории на основе всестороннего критического анализа библейских сведений и введённых в научный оборот внебиблейских...
Серж — мужское французское личное имя, восходит к лат. Sergius, римскому родовому имени, которое, в свою очередь, имеет этрусские корни. Этимология имени в этрусском языке неизвестна.
Историогра́фия — в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или же совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).
De mortibus persecutorum (О смертях преследователей, О смертях гонителей) — сочинение христианского апологета и ритора начала IV века Лактанция, посвящённое описанию того, как мучительная смерть становится возмездием гонителям христиан. Наряду с «Церковной историей» Евсевия Кесарийского произведение является основным источником для изучения событий, вошедших в историю как Великое гонение.
Северная конфедерация племён, также Северная федерация племён, Северный союз племён или Северный суперсоюз — гипотетическое восточнославянское и финно-угорское межплеменное политическое образование, сформировавшееся в середине IX века в северной части Восточно-Европейской равнины. В состав конфедерации входили племена словен, кривичей и мерян. Имена кого-либо из старейшин конфедерации доподлинно неизвестны. По оценке историка В. В. Седова, более детальное изучение истории Северной конфедерации племён...
Библейская хронология — внутренняя последовательность и датировка событий, описанных в Библии, и наука, исследующая эту последовательность.
Хроника — написанный в начале IV века фундаментальный труд Евсевия Кесарийского, суммировавший данные античной хронографии, объединивший её с библейской и ставший основой многих средневековых хроник. Полноценный текст сохранился только в армянском переводе V века. Возможно, самое раннее произведение Евсевия.
Кате́ны (от лат. catenae patrum — «цепь, или вереница, отцов» ← лат. catena — «цепь; непрерывный ряд») – вы­держ­ки из тво­ре­ний свя­тых от­цов хри­сти­ан­ской Церк­ви и других древ­них ав­то­ров как ком­мен­та­рии на оп­ре­де­лён­ный фраг­мент Священного Писания.

Подробнее: Катена (библеистика)
Сино́псис (допустимый вариант — си́нопсис.учитывающий оригинальное греческое ударение; др.-греч. σύνοψις < συν — с, со + όπτω — смотрю, гляжу) — в научной номенклатуре древних греков означало изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений одного целого предмета или одной области знаний.
Историческая критика — совокупность приёмов, которыми пользуется историк для того, чтобы различать истину от лжи в исторических свидетельствах.
Протоистория, англ. protohistory, нем. Frühgeschichte — термин, распространённый в зарубежной исторической литературе, но не укоренившийся в российской. Означает переходный период между доисторической эпохой и эпохой письменной истории, когда рассматриваемая культура или цивилизация ещё не создала своей письменности, однако уже попала в поле внимания других, имеющих письменность культур, и таким образом оказывается засвидетельствованной в письменных документах.
Тирре́нская семья́ (др.-греч. Τυρρηνοί — этруски) — гипотетическая семья языков, к которой принадлежал исчезнувший этрусский язык. Термин предложил немецкий лингвист-этрусколог Хельмут Рикс. Среди отечественных исследователей к сторонникам данной гипотезы принадлежит С. А. Яцемирский, И. С. Якубович и ряд других.

Подробнее: Тирренские языки
Дошедшие до нас старославянские памятники написаны двумя азбуками: глаголицей и кириллицей. До середины XIX века в науке доминировала теория позднего происхождения глаголицы. В 1836 году впервые появилось реальное основание для гипотезы о большей древности глаголицы, так как была найдена глаголическая рукопись Сборник Клоца. Для подтверждения этой мысли в 1836 ещё не хватало фактов, но последующие открытия Григоровича и Шафарика подтвердили её. В конце XIX — начале XX века работы С. М. Кульбакина...

Подробнее: Проблема старшинства кириллицы и глаголицы
Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, проживавшее во 2-й пол. I тыс. н.э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Тевкры — согласно древнегреческой мифологии, народность, населявшая древнюю Трою. Её связывают с tjkr из состава «народов моря» в надписях Рамсеса III. Однако ряд учёных читают это название как секер или зекер, или даже чаккара, а хеттолог и специалист по истории Передней Азии Тревор Брайс рассматривает попытки увязать исторических tjkr c литературным эпитетом «тевкры», используемым античными авторами в отношении троянцев, как спекулятивные.
Апо́стольские мужи́ (греч. Αποστολικοί Πατέρες — апостольские отцы) — авторы ряда раннехристианских текстов второй половины I и II веков. Наименование «апостольские мужи» призвано продемонстрировать их прямую связь с апостолами, которых многие из апостольских мужей знали лично. Термин появился лишь в XVII веке и обычно связывается с именем патролога Котелериуса, издавшего в 1672 году под названием лат. Patres aevi apostolici писания Варнавы, Климента Римского, Ермы, Игнатия и Поликарпа.
Ле́топись (или летописа́ние) — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
Список литовских богов реконструируется на основе письменных источников и позднего фольклора. Литва приняла христианство в 1387 году, но элементы литовского язычества сохранялись в традиционной народной культуре вплоть до недавнего времени. Ранние письменные источники, оставленные путешественниками или христианскими авторами, лишь мельком касаются литовских богов. Начиная с XVI века язычество начинает привлекать большее внимание авторов, но зачастую их сведения отрывочны и тенденциозны. Собирание...
Группа алфавитов, возникших около X-VIII вв. до н.э. для ряда языков Малой Азии, принадлежавших к анатолийской ветви индоевропейских языков. Происходят от финикийского алфавита, однако, по-видимому, испытали также влияние южноаравийского письма. По одной из гипотез, греческий алфавит возник под их влиянием, однако, несмотря на внешнее сходство с греческими, многие малоазийские буквы имеют иное чтение.

Подробнее: Малоазийские алфавиты
Яфетиды — потомки библейского Иафета, одного из трёх сыновей Ноя. К ним обычно причисляют народы Европы и северо-западной Азии (индоевропейские, уральские, алтайские и сино-кавказские народы).
Гра́моты Анто́ния Ри́млянина — два документа (купчая и духовная) Антония Римлянина, которые считаются одними из ранних русских частных актов (написанные до 1147 года), но подвергаемые сомнениям в подлинности.
Историография правления Юстиниана I — часть византийской историографии, относящейся к периоду правления императора Юстинана I (527—565). В силу важности этого периода, она является предметом многочисленных исследований.
Барсилы, берсилы или баслы — средневековое племя, родственное хазарам и булгарам либо тесно связанное с ними. Средневековые армянские авторы упоминают барсил в качестве врагов Кавказской Албании в связи с событиями II — IV вв. Однако достоверность этих данных признаётся не всеми исследователямиПосле нашествия гуннов барсилы становятся известны в Предкавказье. В VI веке упоминаются среди народов, подчинённых псевдоаварами. В сер. VII века их кочевья занимали район низовий Волги, так называемый «Чёрный...
Гипотеза фантомного времени — ревизионистская и конспирологическая теория, которая была разработана в 80—90-х годах XX века немецким историком и публицистом Герибертом Иллигом (р. 1947, Фоэнштраус, Германия).
Христианская топография (др.-греч. Χριστιανικὴ Τοπογραφία) — приписываемое византийскому купцу Косме Индикоплову произведение, написанное в VI веке и представляющее одно из первых известных христианских описаний мира. В этом своеобразном произведении, не укладывающемся в обычные рамки византийской литературы VI века, соединены воедино записки путешественника, естественнонаучный труд по географии, биологии, астрономии и философско-богословский трактат, затрагивающий религиозные споры той эпохи.
Среднееги́петский язы́к — стадия египетского языка (XXII—XIV века до н. э.), развившаяся из староегипетской около 2100 года до н. э. в начале Среднего царства. После 1600 года до н. э. в разговорной речи среднеегипетский язык постепенно сменился новоегипетским, но остался в употреблении в литературе в качестве классического языка до конца IV века н. э.
Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты традиционно придерживаются скептической оценки...
Анге́лики или ангело́вцы (др.-греч. ἀγγελικοί; лат. angelici; др.-рус. ангєльсти; церк.-слав. а́нгєловцы) или ангели́ты (ср.-греч. ἀγγελῖτοι) — еретики, упоминаемые Епифанием в «Панарионе» в числе 80 ересей и Иоанном Дамаскиным в книге «О ста ересях вкратце», у обоих авторов это 60 ересь. Исидор Севильский в восьмом томе книги «Этимологии» пишет об этой ереси под 18 номером.
А́нты (др.-греч. Ἄνται) — название раннеславянских племён IV—VII веков, применявшееся византийскими писателями VI—VII веков. Полиэтнос, объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности (вождя Божа, знать, войска) уже в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками Амала Винитария (Витимира). Упоминаются в византийских и готских источниках VI—VII веков (до 602 года н. э.).
Сказания иностранцев — название, данное в русской исторической литературе письменным свидетельствам иностранцев (записки, дневники, донесения, заметки и пр.), составленным на основании собственных наблюдений или по рассказам других лиц, побывавших в русских землях в VI—XVIII веках. Этот важный исторический материал обратил на себя внимание российских исследователей.
Анатоли́йские языки́ — ветвь индоевропейских языков (известны также под названием «хе́тто-луви́йские языки»). По данным глоттохронологии, довольно рано обособились от прочих индоевропейских языков. Все языки этой группы являются мёртвыми. Их носители обитали во II—I тыс. до н. э. на территории Малой Азии (Хеттское царство и возникшие на его территории малые государства), позднее были покорены и ассимилированы персами и/или греками.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я